Наталья Агре: в деле безопасности детей нужны последовательность и жесткость

Наталья Агре: в деле безопасности детей нужны последовательность и жесткостьВ этом году на выставке особое внимание будет уделено теме безопасности детей – состоятся круглый стол и семинар, организованные совместно дирекцией выставки и экспертным центром «Движение без опасности». Центр уже 7 лет разрабатывает и реализует управленческие и коммуникационные проекты в области дорожной безопасности. Своим видением ситуации с безопасностью детей на дорогах и с безопасностью их жизнедеятельности в целом поделилась с «Вестником выставки» президент организации «Движение без опасности» Наталья Агре.

– Наталья, давайте начнем с темы, которая, безусловно, волнует значительную часть нашего «детского» бизнеса – с детских кресел и других средств безопасности. Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию?

– Детские удерживающие устройства – это одна из самых обсуждаемых тем, как среди профессионалов, так и среди родителей. Сегодня необходимость использования ДУУ признают 81% россиян, а еще 5 лет назад таким устройством пользовались только 32% родителей в стране. Несколько лет назад мы проводили эксперимент, когда подняли штраф за неиспользование детского кресла до 3 000 руб. На тот момент эта сумма была лишь немногим меньше стоимости самого кресла. Родителям было выгодно один раз купить кресло, а не платить бесконечно штрафы при каждой поездке. До недавнего времени большой популярностью пользовались кресла от международных производителей с многолетним опытом и высокими стандартами качества. Но в сегодняшней экономической ситуации нам крайне необходимо развивать собственное производство средств безопасности.

К сожалению, сегодня в продаже нередко можно встретить продукцию, заявленную как средство безопасности по перевозке детей, но по сути таковым не являющееся. Магазины оказались наполнены некачественным товаром, даже крупные сети порой продают товар, на который нет сертификатов вообще или они получены в других странах, чаще всего в Азии. Такой сертификат не соответствует российским и европейским стандартам качества. Получается, что мы, с одной стороны, призываем родителей к использованию автокресел, а с другой – подталкиваем их к покупке продукции сомнительного качества по доступной цене, которой заполнены сейчас даже крупные магазины.

– Чем опасна такая продукция, не прошедшая обязательных испытаний?

– Когда мы говорим об автокреслах, нужно понимать, что речь идет о жизни ребенка. Разница между креслами, прошедшими все испытания в лабораториях на краш-тестах, и креслами, имеющими сертификат, выданный непонятно где, огромна! И это мы наблюдали даже при ДТП на скорости 60 км/ч. Такие однозначные выводы мы смогли сделать благодаря сотрудничеству с ГИБДД, которая выделила для исследований Подмосковный регион, очень репрезентативный с точки зрения транспортных потоков, с активной перевозкой детей. На протяжении года на каждое ДТП вместе с сотрудниками ГИБДД выезжали наши сотрудники из отдела пропаганды, которые заполняли составленную нами анкету с информацией по креслам. Каждому случаю присваивался своей номер, и в дальнейшем мы отслеживали судьбу попавших в ДТП детей с помощью коллег, работающих в сфере медицины катастроф. Мы набрали большой объем данных, которые позволили сделать вывод, что самое страшное, серьезно усугубляющее травмы, полученные ребенком в ДТП, – это некачественные кресла. Что происходит? Во-первых, такие кресла вылетают из креплений, отлетают застежки, но самое страшное, когда само кресло разламывается и наносит дополнительные травмы.

На одном из совещаний с представителями Минпромторга России, Роспотребнадзора обсуждалась проблема сертификации. На сегодняшний день существует около 20 центров, выдающих сертификаты на детскую продукцию, и только две – две! – лаборатории на всю страну, в которых можно провести настоящие испытания, где есть та самая пушка, которая проводит базовый краш-тест. И один из них – на «Автовазе», его почти не используют.

В ближайшее время будет принят закон, запрещающий использование других удерживающих устройств, кроме автокресел, в том числе так называемых «треугольников», адаптеров и пр. Почему? Многие родители восприняли накладки на ремень безопасности – «треугольники» как решение проблем – как говорится, дешево и сердито. Но при аварии эта лента пережимает сонную артерию, происходят порой и более страшные вещи даже при ДТП на небольшой скорости. Такие кадры надо показывать тем, кто ратует за отмену кресел!

– Ваш центр ведет большую образовательную работу, причем не только среди потребителей, но и среди производителей и поставщиков средств безопасности. Как вы оцениваете результаты этой работы?

– Проделана огромная работа, но все равно ее недостаточно, для того чтобы каждый родитель и каждый производитель понял всю глубину ответственности. Семь лет назад, когда мы впервые проводили круглый стол «Автокресла – детям», мы пригласили Владимира Михайловича Розинова, главного детского травматолога больницы им. Сперанского, который практически ежедневно принимает детей после ДТП. Мы с ним подружились, он иногда приглашает посмотреть очередного «профильного» пациента. Сначала я не могла спать, это страшнейшее зрелище. Но это было необходимо, чтобы быть последовательной и жесткой в деле, которым я занимаюсь. Наша первая большая работа была направлена на акушерок и сотрудников роддомов и перинатальных центров, они ведь поначалу не понимали, как можно «посадить» новорожденного в кресло.

Мы работаем с детьми, чтобы они активно участвовали в выборе кресла, чтобы понимали, зачем это нужно и какие последствия могут быть. Мы, конечно, работаем с родителями. Сейчас важно не только поднимать проблему, но и обучать, образовывать. Как выбрать кресло, как установить, как приучить ребенка там сидеть. А это отдельная тема, поскольку многие малыши категорически отказываются сидеть в кресле, и мамочки идут им навстречу. Если ребенок с ранних лет приучен к креслу, у него не будет проблем, он и в более взрослом возрасте будет пристегиваться автоматически, соблюдение правил безопасности в машине настраивает на более ответственную езду. Это и есть наша долгосрочная стратегия – с помощью детей воздействовать на сознание родителей.

И мы, безусловно, работаем с производителями и поставщиками продукции безопасности. На предстоящем семинаре на выставке «Мир детства» мне бы хотелось, чтобы нас услышали все заинтересованные лица: у нас нет задачи запрещать, у нас задача сделать так, чтобы все задумались и осознали – речь идет о безопасности, о жизни детей. Я надеюсь, что те компании, которые ввозят продукцию с сомнительными сертификатами, будут принимать более ответственные решения.

– Многие наши компании вводят в ассортимент продукцию со светоотражающим эффектом. Насколько это актуально в свете борьбы за безопасность?

– Мы будем очень рады, если производители активно поддержат кампанию по выпуску продукции со световозвращающими элементами. Несколько лет мы активно работаем с населением, раздали уже несколько миллионов наклеек, значков, полосок для сменной обуви. Сделали раскраски с наклейками. Браслеты, брелоки, даже выпустили игрушку. Нужны элементы, которые дети могут крепить, нашивать на одежду, рюкзаки, сменку.

Хотелось бы обратиться к производителям одежды: используйте активнее ткани со световозвращающим эффектом, пусть дизайнеры подумают, как интегрировать такую ткань в костюм, школьную форму, верхнюю одежду. Мы провели исследование и выяснили, что одежда из такой ткани или с использованием ее в качестве дополнительных элементов не намного удорожает стоимость модели. Выбрать одежду или кроссовки со световозвращателями – это выбрать еще и безопасность.